Персональные данные и программа лояльности: о чём нужно позаботиться заранее, чтобы не получить штраф
Программа лояльности — это всегда про информацию. Ведь одна из её базовых задач — сбор данных о клиентах компании. И если они по отдельности не представляют из себя какой-либо тайны, то в совокупности позволяют идентифицировать по ним частное лицо, т. е. интерпретируются как персональные данные.
Российское законодательство чётко регламентирует работу с такими данными. При этом несоблюдение законов в этой сфере чревато серьёзными штрафами и репутационными потерями для бизнеса. Чтобы минимизировать риски, связанные с обработкой персональных данных в рамках программы лояльности, важно ознакомиться с основными законами и нормативными актами РФ, регулирующими эту сферу:
— Федеральный закон «О персональных данных» от 27 июля 2006 года No 152-ФЗ.
— Постановление Правительства РФ от 01.11.2012 No 1119 «Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных».
Персональные данные: определение и категории
Персональные данные (ПД) — это любая информация о человеке, которая может быть использована для его идентификации.
Категории ПД:
— ФИО (фамилия, имя, отчество), дата рождения, пол;
— контакты;
— номера банковских карт (если необходимы для бонусов или покупок в приложении или на сайте), финансовые транзакции и история покупок;
— возраст, пол, семейное положение;
— история покупок и посещений, предпочитаемые товары и услуги, профилирование на основе покупательской активности;
— логин и пароль, уникальные идентификаторы (например, номера карт лояльности);
— IP-адрес, Cookie-файлы, устройства и браузеры, используемые для доступа к сервису.
Минимум необходимой информации о покупателе для ПЛ:
— ФИО;
— Контакты для связи и идентификации клиента ( отправка уведомлений, подтверждение операций).
— Дата рождения нужна для поздравлений покупателя с днём рождения и предложения ему специальных акций, подарков.
Какие данные необходимо включить в соглашение на сбор и хранение персональных данных покупателя
— Цель сбора и обработки ПД. Обозначьте цели, для которых будут собираться и обрабатываться данные клиентов. Например, для предоставления дополнительных скидок и бонусов, а также анализа покупательского поведения с целью улучшения качества обслуживания.
— Перечень собираемых данных. Укажите, какие именно данные собирает компания.
— Обозначьте сроки хранения данных.
— Опишите, какие операции будут производиться с персональными данными, например, их обработка, хранение и передача третьим лицам в объёме, необходимом для достижения заявленных целей.
Зачем и как уведомлять надзорные органы о сборе и хранении ПД участников программы лояльности
В России надзорным органом, который нужно уведомлять о работе с ПД, является Роскомнадзор (Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций).
После получения подтверждения регистрации уведомления можно приступать к регистрации покупателей в программе лояльности — начать собирать персональные данные клиентов.
С чего начать сбор персональных данных
Еще один предварительный этап — подготовьте пакет документов. Создайте политику конфиденциальности: опишите, какие данные собираются, как они будут использоваться, как защищаются и как клиенты могут управлять своими данными. Разместите политику на видном месте — она должна быть доступна на сайте, в мобильных приложениях, на кассе или ресепшене юридического лица.
Любая ошибка чревата штрафами. Лучше, безопаснее до старта программы лояльности разработать процедуру работы с ПД, обучить персонал, выстроить процессы, а потом строго следовать им.
За что могут наказать при нарушениях в работе с персональными данными клиентов
— Неправомерный сбор и обработка ПД без согласия субъекта.
— Непредоставление информации субъекту персональных данных.
— Нарушение установленного порядка сбора, хранения, использования или распространения персональных данных.
— Несообщение или несвоевременное сообщение Роскомнадзору о начале обработки ПД.
— Нарушение требований к защите ПД.
Суммы штрафов за эти нарушения для юрлиц составляют от десятков тысяч до миллионов рублей. Также в качестве наказания может быть применено принудительное приостановление деятельности. В некоторых случаях по решению суда, возможно приостановление деятельности юридического лица на срок до 90 суток.
Автор: Виктория Тисленко
В нашем сервисе вы найдете все необходимые инструменты для эффективного ведения вашего бизнеса
Платформа управления программами лояльности kilbil
Распространяется в виде интернет-сервиса, специальные действия по установке ПО на стороне пользователя не требуются. Описание функциональных характеристик
Программное обеспечение входит в Единый реестр российских программ. №10618 в Реестре (Приказ Минцифры России от 27.05.2021 №501)
Платформа управления программами лояльности kilbil. ООО "Агентство сопровождения" 2024. Все права защищены Патент №2021611539