Глоссарий в ритейле
Справочник по терминам для программ лояльности, розничной торговли и ecom от команды kilbil
Акционные механики (акции, промоакции) — маркетинговый инструмент в ритейле и мощное подспорье в продажах.
Например, акция "Купи кофе + выпечку на 300 рублей и получи 10% бонусов вместо 5%" предлагает сопутствующий товар с увеличенным кэшбеком, а бизнес при этом увеличивает средний чек и уменьшает срок реализации товаров.
В программе лояльности клиент получает бонусы (баллы, кэшбек) за покупки и впоследствии может оплатить ими товар.
Ключевым механизмом бонусной механики является эффект накопления: клиенты покупают, получают бонусы, тратят бонусы, им начисляются новые бонусы. Такой цикл стимулирует повторные покупки и увеличивает их частоту.
Возвращаемость (Уровень удержания клиентов или Customer Retention Rate, CRR) показывает, насколько покупатели лояльны к вам.
Удерживать клиентов экономически выгоднее, чем все время привлекать новых. Поэтому важно следить за уровнем удержания клиентов.
Индекс потребительской лояльности (NPS, Net Promoter Score) определяет приверженность покупателей к товару или бренду.
Измерение индекса лояльности построены на вопросах, рекомендует ли клиент компанию своим друзей, с оценкой от 0 до 10 баллов. NPS важен для оценки удовлетворенности клиентов.
Инкрементальная выручка — дополнительная выручка от маркетинговых кампаний или запуска новых инициатив. Благодаря этому можно понять, есть ли эффект от внедрения маркетинговых инициатив, например, систем лояльности.
Инкрементальность можно измерять как для всего маркетинга, так и для отдельных каналов и механик.
Под клиентоориентированностью часто понимают то, как бизнес работает с негативной обратной связью клиентов.
Но само понятие "ориентации на клиента" шире: это способность выявить боли и желания потребительской аудитории, чтобы не просто удовлетворить их, но и превзойти ожидания, что в итоге вызовет позитивные эмоции.
Клиенты могут уйти по разным причинам: снижение качества продукции или сервиса, у конкурентов покупать выгоднее.
Уровень оттока клиентов (англ. Churn Rate) показывает долю клиентов, которые прекратили покупать. Помогает оценить эффективность удержания аудитории и насколько ваш продукт или услуга закрывают потребности клиентов.
Матрица товарного ассортимента — это перечень товаров для их наглядной оценки.
Помогает компаниям управлять складскими запасами, формировать цены и позиционироваться на рынке, принимать решения о вводе новинок и выводу неактуальных позиций из ассортимента.
Накопительная механика — это инструмент программы лояльности для мотивации клиента двигаться по уровням и увеличивать свой процент скидки или бонуса, совершая покупки.
Например, базовый уровень бонуса/скидки — 3%, а при накоплении суммы покупок на 15 000 рублей — 5%.
Онлайн-касса направляет чеки онлайн в налоговую службу, используя возможности Интернет.
Что такое онлайн-касса, как работает онлайн-касса, кто обязан и не обязан применять онлайн-кассы в своем бизнесе и как выбрать онлайн-кассу для своего магазина.
Подарочный сертификат (подарочная карта) — это обязательство компании в будущем предоставить предъявителю товары/услуги на определенную сумму и право предъявителя на их получение.
Сертификаты могут быть выпущены в электронном, бумажном формате или в виде пластиковой карты.
Программа лояльности — это маркетинговая стратегия для удержания клиентов.
Включает в себя мероприятия, направленные на рост доли постоянных клиентов, увеличение лояльности клиентов к компании и повышение их удовлетворенности.
Пуш (push, push-уведомление) — это сообщение на экране устройства пользователя: смартфоне, компьютере и экранах смарт-устройств.
Короткий текст push-уведомления всегда видно в строке уведомлений смартфона.
Реферальные механики ("Приведи друга") работают на принципе рекомендаций. Зачем предпринимателям запускать реферальные программы и как их использовать.
Средний чек (Average Order Value, AOV) рассчитывается путем деления общей суммы покупок на количество покупок (или количество клиентов) за определенный период.
Метрика активно используется в бизнесе и является одним из ключевых показателей в сфере розничной торговли. А увеличение среднего чека — одна из главных задач в ритейле.
Теги — это метки в виде ключевых слов для разметки баз данных. С помощью системы тегов можно сегментировать клиентов, а затем запускать персонализированные рассылки и предложения.
К примеру, тегом LOST отметить покупателей, кто перестал покупать. Тегом BLOGGER — тех, кто пришел по рекомендации блогера, а тегом DOG — владельцев собак.
Уровень участника программы лояльности — это статус клиента в зависимости от суммы покупок, накопленных баллов или других достижений. Определяет доступные клиенту привилегии, бонусы и специальные возможности в рамках программы.
Чем выше уровень участника, тем больше привилегий он получает.
Франшиза — возможность работать под уже известным брендом, используя чужую бизнес-модель, технологии и наработанные процессы. Это популярный инструмент для тех, кто хочет открыть своё дело, но не готовь рисковать, создавая с нуля.
Франчайзер — тот, кто представляет эту возможность. Помогает с выбором помещения и поставщиков, обучает персонал.
LTV (Lifetime Value) показывает, сколько прибыли приносит один клиент за всё время взаимодействия с компанией. Считается, что LTV должен быть в 3-4 раза выше стоимости привлечения клиента, чтобы бизнес был успешным.
Разобрали несколько формул, как рассчитать LTV и в каких случаях стоит применить тот или иной способ расчета.
Частота покупок (англ. Frequency) — метрика, которая показывает, как часто клиенты совершают покупки за определенный период времени.
Коэффициент повторных покупок (англ. RPR, Repeat Purchase Rate) — метрика, которая показывает процент клиентов, которые сделали повторную покупку за определенный период времени.
Развитие технологий привело к увеличению доступных способов оплаты товара. Купить что-то можно не только за наличные денежные средства, но и по банковские карте, через Систему Быстрых Платежей и разделения покупки на части.
В этом случае транзакция осуществляется банком-эквайером. Что такое эквайринг, виды эквайринга и как он работает.
Цифровые форматы карт лояльности — новый современный инструмент. Сегодня все больше пользователей отказываются от пластика.
Отличие электронной карты лояльности заключается в том, что ее не существует физически, она хранится в смартфоне клиента внутри приложений, виртуальных кошельков или мессенджерах.
KPI (Key Performance Indicator или Ключевой показатель эффективности) измеряет достижение ключевых целей бизнеса.
Выполнение KPI часто включается в план и вознаграждается премией. К примеру, для менеджера может быть установлен KPI по закрытым сделкам. А для маркетолога - количество целевых лидов.
RFM-анализ — это метод анализа клиентов на основе трех параметров: давности покупки, частоте покупок и сумме покупок.
Позволяет разделить клиентов на RFM-сегменты и определить наиболее ценных для компании, для того чтобы сосредоточить свои усилия на работу с ними. Сравнение данных RFM-анализа за разные периоды поможет выявить тенденции.
Для оценки слабостей и сильных сторон, выявления рисков и перспектив компании используют SWOT-анализ.
Инструмент помогает предпринимателям выстроить стратегию развития компании и оценить как внешние факторы, так и влияние внутренней среды. И то, и другое способно повлиять на рост бизнеса.
Специальный аккаунт в мессенджере Telegram, который работает на основе автоматизации и умеет обрабатывать команды, отвечать на сообщения и выполнять различные действия без участия человека.
Телеграм-боты активно используются в ритейле, сфере услуг и онлайн-школах.
Wallet — это электронный кошелек, в котором можно хранить электронные версии карт лояльности у себя в телефоне.
В кошелек можно также добавить билеты в кино или театр, билеты на самолет. Штрихкод или QR электронной карты считывается таким же сканером, что используется для обычных пластиковых карт.
Протестировать бесплатно
Доступ к демоверсии сразу же после регистрации
Платформа kilbil
Распространяется в виде интернет-сервиса, специальные действия по установке ПО на стороне пользователя не требуются. Описание функциональных характеристик
Программное обеспечение входит в Единый реестр российских программ. №10618 в Реестре (Приказ Минцифры России от 27.05.2021 №501)
Платформа управления программами лояльности kilbil. ООО "Агентство сопровождения" 2025. Все права защищены Патент №2021611539