kilbil Бонусная система

SWOT-анализ

Грамотно выполнять стратегическое планирование предпринимателям помогает оценка как внешних факторов, так и внутренней среды компании. И то, и другое способно повлиять на рост бизнеса. Для оценки слабостей и сильных сторон, выявления рисков и перспектив используют SWOT-анализ. Расскажем, как расшифровывается SWOT-анализ, чем он способен помочь.

Что такое SWOT-анализ

Название «SWOT-анализ» собрано из первых букв метрик, которые необходимо проанализировать для последующей формулировки стратегии или выбора оперативных действий.

Что такое SWOT-анализ простыми словами:

  • S – от английского Strengths – рассмотрение сильных сторон;
  • W – от английского Weaknesses – обнаружение слабостей;
  • O – от английского Opportunities – определение возможностей;
  • T – от английского Threats – внимание к рискам.

SWOT-анализ организации начинается с определения внутренней характеристики. К сильным сторонам относят те факторы, которые позволяют бизнесу сохранять устойчивость в рыночной среде и определяют конкурентные преимущества. Слабыми признаются те аспекты, которые требуют пересмотра или устранения. Они негативно влияют на конкурентоспособность, способны повлечь сокращение объема продаж.

К внешним факторам относят события в экономике государства, в конкурентной среде и на рынке, которые не подвластны прямому влиянию со стороны организации, но открывают новые перспективы для роста или же влекут за собой проблемы для его деятельности.

«SWOT-анализ учитывает и негативные, и положительные характеристики как самой компании, так и оказывающие влияние извне. Но чтобы он был эффективен, нужно научиться правильно ставить вопросы»

Кому нужен SWOT-анализ

Подобная работа с информацией имеет универсальный характер: SWOT-анализ компании требуется и небольшим организациям и крупному бизнесу. На старте он помогает грамотно выстраивать стратегию маркетинга и научиться бороться с существующими конкурентами. Взрослые предприятия нуждаются в нем, чтобы выявить точки роста, пересмотреть существующие и теряющие актуальность стратегии, подобрать необходимые антикризисные мероприятия.

Цели SWOT-анализа, основные задачи 

SWOT-анализ компании преследует следующие цели:

  • определение, насколько внешняя среда воздействует на бизнес;
  • выявление сильных сторон и возможностей для их использования;
  • выяснение слабостей, их влияния на процесс развития;
  • разработка стратегических мероприятий с учетом актуальной ситуации и прогнозов.

Задачами SWOT-анализа организации будут:

  • подробно рассмотреть характеристики компании и сравнить их с действующими на рынке конкурентами;
  • определить возможности, которые предоставляет внешняя среда;
  • выявить внешние угрозы;
  • выяснить наиболее перспективные направления развития.

«Только в том случае, когда данные интерпретируются корректно, анализ поможет компании выстроить успешную стратегию»

Матрица SWOT-анализа 

Для реализации целей стратегического планирования компании составляется матрица SWOT-анализа. Она предполагает анализ внешних и внутренних факторов, а также оценку на их основе окружающей среды.

Матрица SWOT-анализа формируется на заключительных этапах исследования, базируется на собранной информации, касающейся внутреннего потенциала компании, а также:

  • конкурентоспособности;
  • политических факторов внешней среды;
  • экономических особенностей рынка;
  • социально-демографических характеристик;
  • правового поля и других косвенных факторов.

Благодаря методике SWOT-анализа возможно:

  1. Обнаружить сильные стороны и сформулировать УТП.
  2. Проанализировать потенциал в достижении поставленных перед компанией маркетинговых целей.
  3. Найти уязвимости и разобраться, как они влияют на рост. 
  4. Выявить, какие ресурсы требуются, чтобы укрепить положение на рынке.
  5. Отыскать критичные угрозы и выработать стратегические мероприятия, помогающие защититься от них.

«Для успешного роста бизнеса важно знать о преимуществах, вовремя отслеживать рыночные тенденции, выявлять риски и объективно оценивать собственные возможности. Это помогает повысить прибыль и отстроиться от конкурентов»

Виды SWOT-анализа 

На основании целей, принципов и результата выделяют три вида SWOT-анализа:

  1. Количественный SWOT-анализ. Наглядный и простой для понимания вариант, который помогает показать персоналу текущее положение относительно рынка и вовлечь его в решение необходимых стратегических задач. Для построения матрицы используются только достоверные данные, касающиеся существующего рынка, аудитории и географии. Все пункты прописываются с максимальной четкостью и детальностью. 
  2. Качественный SWOT-анализ компании. Включает элементы количественного, но дополняется оценками экспертов и выявлением значимости каждого из рассматриваемых факторов. Такой вариант помогает определить, какие факторы более важные, дает возможность оценить риски и перспективы в актуальных обстоятельствах, четко демонстрирует, на что надо обратить внимание. Этот вид полезен, когда требуется выявить приоритетные направления для роста бизнеса, оценить актуальное положение и сравнить возможности фирмы с уровнем внешнего риска. Недостаток такого вида SWOT-анализа организации в том, что для него требуется привлечь экспертов, а кроме того, не получится определить мероприятия, нужные для развития. 
  3. Корреляционный. Способен показать, что в компании надо улучшить, чтобы поднялся спрос, дает информацию о том, как воспользоваться возможностями рынка, позволяет сократить риски. Чтобы составить подобную матрицу для SWOT-анализа, придется задействовать нескольких специалистов и потратить достаточно усилий и времени. Полученный результат может быть недостаточно наглядным. На основе такого варианта выстраивают антикризисные планы и стратегию бизнеса. Также он помогает усовершенствовать существующее торговое предложение компании.

«Чтобы добиваться необходимых результатов при помощи SWOT-анализа, нужно взять узкий круг исследуемой информации, отказаться от субъективности, придерживаться точных формулировок и задействовать экспертную команду»

Как правильно делать SWOT-анализ: алгоритм 

  1. Определяется цель SWOT-анализа. В зависимости от необходимого результата осуществляется тип матрицы и ее наполнение, глубина проводимого исследования.
  2. Привлекается команда и назначается руководитель. Часто процессом занимается отдел маркетинга компании.
  3. Проводится комплексное исследование внешней макро- и микросреды, потенциала организации и ее внутренней среды. Выстраивается матрица.
  4. На основе результатов выделяются слабости и сильные стороны бизнеса, существующие в рыночной среде возможности и угрожающие факторы.
  5. Проводится экспертная оценка выявленных моментов. 
  6. Строится корреляционная матрица. 

Положительные и негативные стороны SWOT-анализа

К преимуществам SWOT-анализа относят:

  • простота проведения – никаких сложных расчетов;
  • универсальный характер – подходит как небольшим предприятиям, так и целым государствам, работает как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе;
  • сопоставление данных – можно провести структуризацию сведений о компании, товаре, выявить связи и на базе этого разработать стратегию.

Как пример – SWOT-анализ  применяется для оперативных решений и для формирования долговременной стратегии. 

Недостатками SWOT-анализа являются:

  • актуальность на конкретный момент без учета возможных перемен;
  • неконкретность;
  • зависимость от компетентности экспертной группы;
  • вероятность ошибки в данных. 

Типичный пример – SWOT-анализ  крупного предприятия связан с работой над огромным числом факторов. Если информация была внесена неверно, то результаты могут быть неподходящими для принятия стратегически важных решений.

Получить информацию, необходимую для построения матрицы, помогают CRM-системы, например, платформа kilbil. Это удобный инструмент, который позволяет упростить маркетинговый анализ и помогает выстраивать стратегию развития компании и реализовывать ее на практике. Внедрение платформы не требует замены кассового оборудования или переустановки ПО. Отечественный софт работает надежно и эффективно.

Подробнее про kilbil у наших специалистов по телефону 8 800 302 92 40 или по запросу через онлайн-чат.

Хотите попробовать kilbil бесплатно?

Номер телефона *
Электронная почта *

Следите за нашим блогом!

Автор: Виктория Тисленко

Платформа управления программами лояльности kilbil

Распространяется в виде интернет-сервиса, специальные действия по установке ПО на стороне пользователя не требуются. Описание функциональных характеристик

Программное обеспечение входит в Единый реестр российских программ. №10618 в Реестре (Приказ Минцифры России от 27.05.2021 №501)

Платформа управления программами лояльности kilbil. ООО "Агентство сопровождения" 2024. Все права защищены Патент №2021611539