kilbil Бонусная система

  1. Главная
  2. Глоссарий
  3. Матрица ассортимента

Матрица ассортимента

Ассортиментная матрица — перечень продаваемых товаров компании в разрезе характеристик и категорий. Матрица ассортимента товаров помогает компании управлять складскими запасами продукции, принимать решения о вводе новинок и выводу неактуальных позиций из ассортимента, формировать ценообразование и строить позиционирование на рынке. Матрицу обычно оформляют в виде таблицы.

Структура матрицы ассортимента

Товарные группы – это основные категории товаров или услуг. Например, одежда, обувь, бытовая техника, продукты питания и т. д.

Товарные категории более мелкие группы товаров, объединенные по какому-либо признаку. Например, мужская, женская и детская одежда, телевизоры, холодильники и стиральные машины и т.д.

Товарные позиции – конкретные товары или услуги с определенными характеристиками и свойствами. Например, джинсы, платья, рубашки, телевизоры определенной модели и т.п.

Уровни цен  – товары и услуги распределяются по ценовым диапазонам. Это позволяет компании определить свою целевую аудиторию и разработать стратегии продаж для каждой ценовой категории. 

Маркетинговые стратегии – в ассортиментной матрице определяются стратегии продвижения товаров и услуг. Они могут включать рекламные акции, скидки, программы лояльности, участие в выставках и другие мероприятия.

Товары в ассортиментной матрице делятся на:

  • Наиболее популярные позиции, которые пользуются большим спросом и приносят большую часть прибыли, а также привлекают стабильный поток клиентов.
  • Заменители: на случай, если популярные позиции приелись или отсутствуют.
  • Статусные: для разнообразия ассортимента, на фоне которых дешёвые товары выглядят более выгодно.
  • Сопутствующие: используются для кросс-продаж.

В матрицу анализа ассортимента включают основные характеристики в зависимости от специфики: вид, сорт, формат упаковки, размерный ряд.

Пример матрицы ассортимента в категории "Хлеб"

Как сформировать ассортиментную матрицу

1

Проанализируйте целевую аудиторию

Определите, кто ваши покупатели: возраст, пол, предпочтения и потребности. Оцените покупательскую способность вашей целевой аудитории. 

Если большинство клиентов — с низким уровнем дохода, часть товаров будут малоходовыми.

2

Изучите конкурентов 

При подборе товаров нужно понимать ценообразование и ассортимент конкурентов: какие товары они предлагают, какие из них пользуются спросом.

Посмотрите, какие тренды есть на рынке. Какие новинки можно предложить своим клиентам и они не представлены у конкурентов.

3

Разделите товары  на группы и классы

Разделите товары на категории и подкатегории (по типу, бренду, цене). Определите ключевые группы товаров, которые будут составлять основу вашего ассортимента.

4

Определите широту и глубину ассортимента, учтите сезонный спрос

  • Широта — количество категорий товаров (например, одежда, обувь, аксессуары).
  • Глубина — количество позиций в каждой категории (например, разные модели и размеры обуви).

Включите в матрицу ассортимента сезонные товары (например, зимняя одежда или летние аксессуары).

К примеру, для магазина в формате «у дома» покупают товары первой необходимости — хлеб, овощи и фрукты. В магазине в оживлённой части города, ассортимент значительно больше: от бытовой химии до гастрономии.

5

Проанализируйте маржинальность

Проанализируйте рентабельность продаж каждого товара и категории.

Ассортимент должен включать как высокомаржинальные товары, так и более доступные варианты.

6

Составьте матрицу товаров

Составьте таблицу с категориями товаров и их характеристиками (бренд, ценовой диапазон, сегмент покупателей и т.д.). 

Убедитесь, что матрица сбалансирована и содержит:

  • Товары-локомотивы — товары-двигатели торговли. Покупатели ожидают увидеть их на полках, они пользуются постоянным спросом.
  • Сопутствующие товары — товары, которые покупают в дополнение к основным. К примеру, покупатель пришёл купить пиво и в дополнение к нему берёт закуску. 
  • Товары-заменители — товары, которые могут стать альтернативой для желаемого. К примеру,  покупатель пришёл за печеньем к чаю, но его не оказалось в наличии. Вместо него клиент взял зефир, но не ушёл с пустой корзиной.

7

Анализ и корректировка

Регулярно анализируйте продажи и отзывы клиентов. Вносите изменения в ассортимент в зависимости от спроса.

Тестируйте новинки, пробуйте вводить новые категории товаров.

Матрица ассортимента товаров. Для чего нужна

Анализ с помощью матрицы ассортимента дает инструменты для управления остатками товаров, формирования ценовой политики компании и позиционирования на рынке.

Матрица товарного ассортимента формируется на основе позиционирования, целевой аудитории и ценового сегмента. Позиционирование помогает определить аудиторию и подобрать товары, которые будут ей интересны.

В условиях постоянно меняющегося рынка и высоких потребительских ожиданий, мы в kilbil предлагаем платформу лояльности для магазинов, сетей и франшиз. Свяжитесь с нами, чтобы обсудить, как мы можем помочь вашему бизнесу достичь новых высот в области клиентской лояльности и сделать взаимодействие с клиентами более эффективным и приятным.

Регистрируйтесь и пробуйте демонстрационную версию.  Программа лояльности kilbil не требует замены касс и внедряется за 1 день.

Следите за нашим блогом и подписывайтесь на telegram канал!

Запустите программу лояльности мечты вместе с kilbil

В нашем сервисе вы найдете все необходимые инструменты для эффективного ведения вашего бизнеса

Номер телефона *
Формат бизнеса *

Платформа kilbil

Распространяется в виде интернет-сервиса, специальные действия по установке ПО на стороне пользователя не требуются. Описание функциональных характеристик

Программное обеспечение входит в Единый реестр российских программ. №10618 в Реестре (Приказ Минцифры России от 27.05.2021 №501)

Платформа управления программами лояльности kilbil. ООО "Агентство сопровождения" 2025. Все права защищены Патент №2021611539