Давайте посмотрим, что говорит российское законодательство на тему SMS-рассылок. Если в SMS мы продвигаем товары или услуги, то это SMS-сообщение есть реклама (п.1 ст.3. №38-ФЗ “О рекламе”).
Регулируют SMS-рассылки следующие законы:
И все-таки рассылка или спам? Давайте разберемся, в чем разница.
Проверьте свои сообщения по 5 признакам:
1. Получатель дал согласие на получение сообщения тем или иным способом.
2. Вы отписываете покупателя от рассылки по первому требованию.
3. Вы сами собираете контактные данные своих клиентов.
Это делается с помощью анкет, форм подписки на сайте, подключением к программе лояльности и так далее. Это ваши настоящие покупатели и вы не покупали никакие базы.
4. Вы не передаете третьим лицам данные своих покупателей.
5. Ваши сообщения не раздражают клиентов.
Если по всем пяти пунктам получен ответ - да, то это не спам.
Пятый пункт конечно субъективен. Тем не менее, правильно организованные рекламные рассылки не раздражают и не воспринимаются как спам. И самое главное - это отличный инструмент донесения информации до ваших постоянных клиентов.
С точки зрения законодательства вы должны фиксировать согласие клиента получать SMS-сообщения.
П. 1. ст. 18 №38-ФЗ "О рекламе" гласит, что распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы.
Обратите внимание, что в законе не сказано, что согласие должно быть получено исключительно письменно в виде заполненной анкеты с подписью клиента. Но при этом по закону реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено.
В законе также четко сказано, что рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.
Разберем, какие варианты получения согласия клиентов можно использовать.
Вы даете покупателю анкету.
В анкету добавляем пункт согласия покупателя получать периодические SMS рассылки и поле для подписи клиента.
Объясняем покупателю выгоду и успокаиваем: «у нас периодически проходят распродажи, сообщения делаются не часто и вы можете легко отказаться от сообщений».
Храним заполненные анкеты.
Но люди терпеть не могут заполнять анкеты! Это факт. К тому же надо каким-то образом это организовывать, и зачастую ресурсов на это не хватает. Как быть? Посмотрим второй вариант.
Покупатель должен совершить какое-то действие, тем самым подтверждая согласие (сообщить пин-код SMS, зарегистрироваться на сайте и т.д.)
"Убиваем двух зайцев", даже трех:
Все происходит автоматически и в режиме он-лайн.
При этом мы не создаем дополнительную нагрузку на персонал в торговой точке. Не нужно собирать анкеты в магазинах, администрировать такой сбор и обрабатывать анкеты в управляющем офисе.
Если страшно радикально совсем отказаться от бумажных анкет, остановитесь на комбинированных вариантах.
При таком сценарии:
Мы сразу получаем валидный (настоящий) номер телефона покупателя в нашу клиентскую базу.
Остальные данные по мере обработки заносятся в базу из анкет.
Пожалуй, это самый оптимальный вариант по соотношению удобства и возможных рисков, но окончательное решение всегда остается за вами.
Судебная практика в отношении получения нежелательных сообщений, в том числе через SMS, очень незначительная. Она касается в большинстве тех случаев, когда клиенты безуспешно пытались отказаться от SMS-уведомлений.
Выводы:
отписывайте покупателей от своей рассылки по первому требованию
предоставьте им понятный и простой способ отписки от SMS
Ведите вашу клиентскую базу! На начальном этапе это может быть хотя бы Excel (из Excel данные можно в любой момент загрузить в любую учетную систему и программу управления системой лояльности).
Обязательный элемент - номер телефона
Если у вас есть номер телефона, вы всегда можете уточнить другие данные, просто позвонив клиенту. Желательно знать: фамилию, имя, отчество (хотя бы имя!), День рождения и пол клиента. Все это пригодится в дальнейшем.
Что еще? Отлично, если вы можете сегментировать клиентов по сумме покупок или отсортировать клиентов, которые давно не покупали. Это нам пригодится!
Как часто проводить рассылку? Это один из самых популярных вопросов.
Считается, что рассылку стоит делать не чаще одного раза в месяц. Но это как "средняя температура по больнице". В некоторых сферах хорошо работает еженедельная рассылка, а где-то и раз в месяц - перебор.
Слишком частая рассылка - риск "перегреть" клиентскую базу. Единых правил нет, но все всегда хорошо в меру.
Что делать? Если сомневаетесь, просто спросите 5-10 своих самых "целевых" клиентов. Решение придёт само.
Второй по популярности вопрос - "Когда делать рассылку?".. Единого рецепта нет, но есть вещи, которые нужно учесть:
Не отправляем сообщения ночью!
Во-первых, их не прочитают. Во-вторых, они вызовут негативную реакцию. Если ваши клиенты проживают в разных регионах, SMS-рассылку надо делать по группам одинаковых часовых поясов.
kilbil позволяет учитывать регионы клиентов и применять разные правила для SMS-рассылок и уведомительных сообщений. Например, ответ на запрос баланса клиент получит в любое время дня и ночи, а что "у нас в пятницу 3 по цене 2" только в дневное время, причем с учетом региона местонахождения клиента.
Оптимальное время для отправки сообщений: с 10:00 до 18:00
Про шопинг или отдых в выходной лучше отправлять в четверг или пятницу до 15:00. Люди обычно планируют шопинг после обеда в четверг. Отдых и развлечения планируют в четверг или пятницу.
Предложения продуктовых магазинов отправляем после обеда, но до окончания рабочего дня
Покупатель может спланировать покупку и сделать ее по дороге домой.
Предложения на крупную сумму отправляем до обеда
У покупателя должно быть время на обдумывание, обсуждения с семьей и еще должно остаться время до конца рабочего дня для уточнения деталей.
Предложения кафе и ресторанов отправляем перед обедом или в конце рабочего дня
Всегда помните, что люди заняты своими делами, и у них должно быть время на обдумывание информации и на реакцию на ваше предложение.
Вспомним основы рекламы: предложение должно быть конкретным, исключительно привлекательным и ограниченным по времени. Используем принцип дефицита: ограничение по срокам и по количеству товара.
Формула продающей SMS
ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОЕ СЛОВО + ВЫГОДА + СРОК/ ДАТА + КОНТАКТЫ/БРЕНД
"Добрый день! У нас скидка 5%" - это выкинутые деньги. Мало кто придет по такой рассылке. К тому же у вашего клиента может возникнуть мысль, что в ваших сообщениях неинтересные предложения.
Правила составления продающего сообщения:
1. Делаем сообщения конкретными и короткими
2. Привлекаем внимание с первого слова: АКЦИЯ! СКИДКИ!
3. Призываем к действию: приходи, купи, получи.
4. Большими буквами выделяем только одно или несколько ключевых слов.
Например, АКЦИЯ! Остальной текст обычными буквами. Не надо весь текст писать "кричащими" буквами Caps Lock.
5. Пишем о конкретной выгоде для покупателя.
Не просто: "приходите к нам, у нас поступление товара", а конкретное предложение выгоды.
6. Пишем конкретные цифры и даты (50%, 1+1=3 и так далее)
Не просто: "у нас большие скидки ", а "с 01.03 по 03.03 скидка 50% на всё!"
7. Продвигаем себя и свой бренд.
В kilbil название магазина/бренда добавляется автоматически. Покупатель получает брендированное именное сообщение от магазина (имя отправителя = ваш бренд или название магазина).
Нет идей? Берем проверенные хиты:
Скидки и распродажи
День Рождения покупателя или другая важная личная дата
Праздники (Новый год, Рождество, 8 марта, 23 февраля)
День рождения фирмы, бренда, магазина
Профессиональные праздники: День пивовара, День учителя, День медицинского работника, День строителя..
Сохраните себе эти правила и используйте "формулу продающей SMS".
Отмечаем нежелательных персон
У всех есть покупатели, которых лучше бы не было. Исключите их из рассылки! Они способны доставить неприятности. Поверьте, они сделают это с удовольствием.
Считаем длину сообщения и число символов
Никто не любит читать "портянки". К тому же чем больше число символов, тем дороже рассылка.
Лучше укладываться в 1-2 SMS. Самый максимум 4 SMS. Длинные сообщения трудно читаются в мобильном телефоне.
1 SMS = 70 символов кириллицей или 160 символов латиницей.
Для передачи более длинного сообщения оно разбивается на несколько SMS. В каждое SMS при отправке добавляется специальный заголовок (UDH) и съедает 3 русских или 7 латинских символа (он позволяет телефону объединить полученные части в одно длинное сообщение).
Если сообщение не укладывается в 1 SMS, то длина каждой SMS = 67 символов кириллицей или 153 символов латиницей.
Проверьте SMS-сообщение на спецсимволы: символы {}[]^~\|€ = 2 символа.
Автор: Виктория Тисленко
В нашем сервисе вы найдете все необходимые инструменты для эффективного ведения вашего бизнеса
Платформа управления программами лояльности kilbil
Распространяется в виде интернет-сервиса, специальные действия по установке ПО на стороне пользователя не требуются. Описание функциональных характеристик
Программное обеспечение входит в Единый реестр российских программ. №10618 в Реестре (Приказ Минцифры России от 27.05.2021 №501)
Платформа управления программами лояльности kilbil. ООО "Агентство сопровождения" 2024. Все права защищены Патент №2021611539