kilbil Бонусная система

RFM-анализ в розничной сети магазинов

Что такое RFM-анализ

RFM-анализ — метод сегментации клиентов по частоте и сумме покупок для выявления потребителей, приносящих больше денег.

По правилу Парето 80% прибыли приносит 20% клиентов. Задача  —  определить клиентов, приносящих большую часть прибыли.

В этом поможет RFM-анализ, предусматривающий классификацию покупателей по трем значениям:

  • Recency (Давность сделки). Сколько времени (часов, дней, недель, месяцев) прошло с момента последней покупки клиента.
  • Frequency (Частота сделки). Как часто клиент совершает покупки.
  • Monetary (Вложения). Сколько потратил клиент за определенный промежуток времени.

Для розничной торговли для RFM-анализа можем использовать следующие показатели:

  • В качестве Recency  — Сколько дней прошло с  даты последней покупки
  • В качестве Frequency  — Число покупок
  • В качестве Monetary — Средний чек

По сути мы сегментируем всех покупателей и "раскладываем" их по трем осям: Средний чек, Число покупок и Давность последней покупки.  И с помощью RFM-анализа определяем перспективных новых, лояльных покупателей, целевых клиентов в зоне риска и потерянных  клиентов.

На основе этой информации создаются таргетированные акции, рассылки и рекламные кампании. В результате доходы увеличиваются, а расходы на рекламу снижаются.

Область применения RFM-анализа

RFM-анализ в основном применяют компании B2C: ритейл (розничная торговля), сфера общепита, сфера услуг.

Наиболее эффективно по методу RFM сегментировать базы свыше 10 000 покупателей. Метод будет эффективным и на более маленькой клиентской базе (но желательно не менее 1000 покупателей).

RFM-анализ применяют для таргетированных акций на существующих клиентов и эффективных SMS, PUSH и email-рассылок. Метод также поможет отследить изменение структуры покупательской аудитории во времени.

Как запустить RFM-анализ в розничной сети, магазине, франшизе

Начните со сбора данных.

Исходные данные для анализа должны содержать следующие сведения:

  • идентификатор покупателя (ID, ФИО, номер телефона или email)
  • даты покупок
  • суммы покупок
  • количество сделанных покупок

Если у вас нет этих показателей, запустите Программу лояльности. Вы будете видеть не просто сумму покупок, а персонализированные чеки.

Если Программа лояльности запущена, проверьте, что используемая ИТ-система позволяет получить данные для анализа (см. выше).

Желательно, чтобы % покупок по Программе лояльности был не ниже 60-70% от общего числа покупок.

Как начать использовать RFM-анализ в рознице на примере Платформы kilbil

Если вы уже используете kilbil, то данные по покупателям, их покупкам и активности собираются с самого запуска системы лояльности.

В Личном кабинете kilbil зайдите в Меню Отчеты - RFM-анализ.

Клиенты уже будут разделены по сегментам с учетом их покупок и средних показателей, накопленных именно по вашему бизнесу. Но вы можете установить свои значения по давности последней покупки, среднему чеку или количеству покупок вручную. 

Дальше можно подробнее поработать с каждым из сегментов. Например, взять в работу сегмент SOS — тех, кто ранее активно покупал и совершал много покупок с хорошим чеком, но пропал ("клиент-потеряшка").

Пример использования RFM-анализ в розничной торговле на примере Платформы kilbil

Посмотрим на сегмент покупателей в Зоне Риска.
В зону риска попадают клиенты с высоким средним чеком, которые перестали покупать с определенной даты. 

Мы видим, что в зоне риска у нас 356 клиентов. Из них: 90 ценные и 162 очень ценные для нас! То есть покупали часто и с хорошим чеком.

Нажимаем на нужную нам категорию. Например, Очень ценные:

При нажатии на сегмент автоматически попадаем в Раздел Меню - Клиенты. В сегментации уже будут отобраны нужные нам покупатели.

Мы можем:
 
  • настроить дополнительные фильтры
  • присвоить этим покупателям #тег
  • запустить на них персональную акцию
  • сделать им персональную рассылку SMS или PUSH

Если позволяют ресурсы, то покупателей можно обзвонить для выяснения причины, почему они перестали приходить в магазин.

Для этого список покупателей из раздела Сегментация можно выгрузить в формате Excel

Ловите подсказку маркетологу по работе с данными RFM-анализа.

О работе с триггерными цепочками – в следующих статьях. Следите за нашим блогом!

Автор: Виктория Тисленко

Запустите программу лояльности мечты вместе с kilbil

В нашем сервисе вы найдете все необходимые инструменты для эффективного ведения вашего бизнеса

Номер телефона *
Формат бизнеса *

Распространяется в виде интернет-сервиса, специальные действия по установке ПО на стороне пользователя не требуются. Описание функциональных характеристик

Программное обеспечение входит в Единый реестр российских программ. №10618 в Реестре (Приказ Минцифры России от 27.05.2021 №501)

Платформа управления программами лояльности kilbil. ООО "Агентство сопровождения" 2024. Все права защищены Патент №2021611539