Что объединяет поход в магазин и игры? Удовольствие. Современному покупателю хочется не только купить товар, но и получить яркие эмоции от процесса. Покупка перестаёт быть просто транзакцией, а превращается в потенциальное приключение, где каждый шаг ведёт к победе.
Такой тренд напрямую связан с ростом популярности мобильных игр. Миллионы ежедневно проводят за ними свободное время. Это подтверждает устойчивый рост в индустрии, где мобильный сегмент демонстрирует наивысшую динамику. Значит, что таким масштабным потребительским запросом нужно пользоваться и внедрять геймификацию и в другие сферы.
Геймификация — внедрение игровых элементов в процессы взаимодействия с клиентом. Её основная функция — системное воздействие на ключевые бизнес-показатели через изменение потребительского поведения, минуя ценовые стимулы. К ним можно отнести: розыгрыши, викторины, накопительные механики, колесо фортуны.
Для бизнеса геймификация — инструмент удержания клиента. Люди играют везде: по пути на работу, в кафе, стоя в пробках, дома. Почему? Потому что игры активируют дофаминовые цепочки: желание достичь нового уровня, получить награду, побить рекорд.
И этим пользуются. Если человек привык получать удовольствия от выполнения заданий в приложении, почему бы не использовать такой механизм удержания? Особенно когда речь идет о мобильных приложениях — там, где пользователь уже находится.
Игровые механики переворачивают отношения покупателей к покупкам:
баллы копятся для обмена на скидки и подарки,
статус карты повышают для получения новых привилегий,
а участие в розыгрышах содержит азарт: «вдруг я выиграю?»
Эти факторы привлекают покупателей. Клиенту незачем будет идти к конкуренту, если он уже побеждает у вас.
При этом механики применяются и в офлайн, и в онлайн продажах.
Когда геймификация настроена правильно, она влияет на ключевые метрики:
Узнаваемость бренда
При помощи вовлечения клиентов через задания и интерактивный контент бизнес становится более заметным и обсуждаемым в соцсетях и офлайн-среде.
Привлечение новых клиентов
Вовлекающие игровые механики, вроде розыгрышей, создают контакты с новыми потребителями, что увеличивает активную аудиторию участников.
Лояльность
Системы наград, уровней в накопительных программах лояльности и промокоды закрепляют клиентов, увеличивая пожизненную ценность клиента (LTV) за счёт организованного вовлечения.
Продажи и средний чек
Игровые механики (например, «купите на от сумму 1200») стимулируют покупки, так как потребители стремятся получить призы, которые связаны с выполнением игровых заданий.
Цель внедрения игровых элементов в продажи — не создание популярной игры, типа «Тетриса», а повышение вовлечённости, удержания и, конечно же, лояльности клиентов.
Есть несколько базовых механик, которые адаптируются под любой бизнес:
Баллы и вознаграждения. Самый простой способ. Клиент получает баллы, которые обменивает на скидку или подарок. Баллы копятся за выполнение действий: совершение покупки, написание отзыва и прочее.
Розыгрыши и случайные награды. «Колесо фортуны», лотереи — всё, что вызывает азарт.
Задания и уровни. Как в игре: выполни действие — получи награду. Например, «Сделайте 5 покупок на сумму от 600 руб. и получите промокод»
Для того, чтобы внедрить геймификацию, сделайте следующее:
1. Определите цель
Игровые механики — тренд, но важно определиться с целью. Это может быть повышение лояльности, привлечение новых клиентов, рост среднего чека, частоты покупок и так далее.
Можно быстро протестировать механики, например, запустив розыгрыш с помощью программы лояльности.
«Совершите покупку от 1000 руб. участвуйте в розыгрыше призов. За каждую 1000 рублей в чеке — получите купон участника. Чем больше купоном — тем выше шанс выиграть!».
Это поможет определить, какие игровые механики будут больше всего привлекать и мотивировать клиентов.
На основе результатов выберите механику, которая работает для вашего бизнеса.
2. Создание уникальной и привлекательной концепции
Уровни и баллы всё ещё работают. Но не запоминаются. Пробуйте разработать оригинальную идею, которая будет соответствовать позиционированию и создаст эмоциональную связь с клиентом.
Чтобы концепция работала, она должна соответствовать ценностям бренда:
Сеть продуктовых магазинов у дома «Жизньмарт» называет бонусы «живчиками» и предлагает своим клиентам помочь благотворительным организациям. Накопленные «живчики» можно обменять не только на товары, а ещё и на сборы для помощи детским домам и приютам для животных.
А «Спортмастер» добавил в своё мобильное приложение трекер шагов. Клиент может не только отследить активность за день, но и накопить бонусы, которые потратит на последующие покупки.
Маркетплейс «Ozon» запустил акцию «Призоловля», где за выполнение заданий и покупки начисляют специальный купоны. Чем больше купонов собрано — тем больше шансов выиграть ценный приз, так как каждый купон участвует в розыгрыше.
При этом, игровые механики — не самоцель. Это инструмент усиления восприятия бренда для формирования долгосрочной лояльности.
Протестируйте идеи на небольшой аудитории, соберите обратную связь и адаптируйте концепцию, чтобы она оставалась релевантной и свежей.
Не забудьте предложить уникальные преимущества для участников игры — бонусы, эксклюзивные промокоды, призы.
3. Обеспечение доступности и простоты
Механика должна быть понятной и простой в использовании для пользователя. Сложности в участии и неясные формулировки отталкивают.
Минимизируйте порог для старта — регистрация, инструкции и условия должны быть максимально прозрачными.
4. Свяжите игровую механику с кассовой программой, системой лояльности
Игровые механики работают эффективнее, когда они напрямую связаны с продажами. Совершил покупку в магазине — получил купон, сделал заказ на сайте — продвинулся по игровой шкале.
Необязательно сразу настраивать сложные интеграции с кассой, 1С, Битрикс, сайтом и пр. Начните с простого: запустите бумажную лотерею или промо-страницу, где клиенты будут вручную вводить данные с чека или код заказа. Это позволит начать акцию быстро, без глубокой интеграции с ИТ-системами, сэкономив бюджет и время. При этом получится протестировать заинтересованность пользователей: если клиенты активно участвуют в игре, значит, что она работает.
Если гипотеза подтвердилась, можно интегрировать игру с внутренними системами учёта инструментами автоматизации. Для этого потребуется привлечь ресурсы разработчиков. Если такой возможности нет, рекомендуем посмотреть готовые решения.
Такой подход превратит геймификацию в постоянный инструмент вовлечения: чем чаще клиент совершает покупки, тем больше его прогресс в игре и лояльность к бренду.
Свяжите игровую механику с программой лояльности, офлайн-точкой и мобильным приложением. Например, kilbil позволяет настроить игровые механики для онлайн- и офлайн-каналов. Это:
Накопительные механики через статусы: за каждую покупку в розничных точках или онлайн-магазине клиенты получают баллы, которые повышают их уровень: «Бронза» → «Серебро» → «Золото» → «Платина». Каждый статус открывает новый уровень привилегий. Это создаёт долгосрочную мотивацию: клиенты стараются докупить товаров, чтобы поскорее перейти на следующий уровень.
Акции с фишками работают на возвращаемость. Например, при покупке товаров на сумму от 1000 рублей клиент получает фишку. После того, как накопятся 10 фишек, их обменивают на подарок.
Розыгрыши в Telegram-боте. Они активизируют старых клиентов и привлекают новых. Условия участия — покупка на сумму выше среднего чека. При совершении покупки в бот приходит уведомление об участии в розыгрыше. Для клиента — это возможность выиграть ценный приз за минимум усилий, а для бизнеса — увеличение среднего чека, рост покупателей.
В мобильном приложении готовим к релизу «Колесо фортуны». С его помощью сыграть на чувстве азарта и проще переключить клиента на товары с высокой маржой.
Зачем тратить время на игровые механики? Тренд на геймификацию пришёл всерьёз и надолго.
Геймификация делает из простой покупки интересную активность, из-за чего возникает желание чаще возвращаться и дольше оставаться в контакте с брендом. А чем больше времени клиент взаимодействует с бизнесом, тем выше вероятность совершения покупки.
У любой геймификации есть цель. Это не про развлечение ради развлечения. Это стратегия, которая делает клиента не пассивным наблюдателем, а активным участником. Она повышает лояльность, стимулирует покупки и делает контакт с вами частью повседневной жизни.
В условиях постоянно меняющегося рынка и высоких потребительских ожиданий, мы в kilbil предлагаем платформу лояльности для магазинов, сетей и франшиз. Свяжитесь с нами, чтобы обсудить, как мы можем помочь вашему бизнесу достичь новых высот в области клиентской лояльности и сделать взаимодействие с клиентами более эффективным и приятным.
Регистрируйтесь и пробуйте демонстрационную версию. Программа лояльности kilbil не требует замены касс и внедряется за 1 день.
Следите за нашим блогом и подписывайтесь на telegram канал!
Новое в продуктах kilbil и идеи для бизнеса
Не чаще 2 раз в месяц. Обещаем
Отписаться можно в в 1 клик
Автор: Виктория Тисленко
В нашем сервисе вы найдете все необходимые инструменты для эффективного ведения вашего бизнеса
Платформа kilbil
Распространяется в виде интернет-сервиса, специальные действия по установке ПО на стороне пользователя не требуются. Описание функциональных характеристик
Программное обеспечение входит в Единый реестр российских программ. №10618 в Реестре (Приказ Минцифры России от 27.05.2021 №501)
Платформа управления программами лояльности kilbil. ООО "Агентство сопровождения" 2025. Все права защищены Патент №2021611539