Уже вот-вот вступят в силу знаменитые изменения в 54-ФЗ. Понятно, что введение новых правил вызывает массу вопросов.

В частности, каким образом владельцам онлайн-касс правильно учитывать операции по реализации товара посредством его оплаты бонусными картами и подарочными сертификатами?

Бонусные карты и подарочные сертификаты и правила по их учету в законодательстве отдельно не отражены. Но запрета-то их использования тоже нет.
Виктория Тисленко
Руководитель проекта

Подарочные сертификаты

Что касается подарочных сертификатов, то по ним есть разъяснение от Минфина (письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 25 апреля 2011 г. № 03-03-06/1/268).

Минфин считает, что «самым правильным способом» отражения средств, полученных от реализации подарочных сертификатов, не вызывающим вопросов от проверяющих органов, является их зачисление в качестве оплаты по предварительному договору. И т.к. предмет договора при реализации подарочного сертификата, как правило, не может быть определен, то по своей сути и природе это предварительный договор.

Если таким образом отражена реализация подарочной карты, то в кассовом чеке нужно будет указать, что товар реализован путем погашения ранее внесенного аванса. Получается, у вас не возникнет задвоения выручки и оплата будет зафиксирована как погашенный аванс.

Пример онлайн-чека по продаже товара с использованием подарочного сертификата: Товар стоит 500 рублей. В чеке отражаем: название товара, его стоимость – 500 рублей, к оплате – 500 рублей, внесено наличными – 0 рублей, внесено безналичными – 0 рублей, зачет ранее внесенных авансов – 500 рублей.

Бонусные карты

Что касается бонусов, то законом их использование вообще никак не регулируется (пока по крайней мере).

Представители ИФНС разъясняют, что каждый предприниматель по своему усмотрению определяет их правовой режим. Кто-то – как право на получение будущей скидки, кто-то – как предварительный договор на определенную сумму и т. д. Все зависит от того, какой смысл вкладывает предприниматель в этот объект, как его использование отражается в налоговом и бухгалтерском учете.

Самый оптимальный вариант для предпринимателей по отражению в учете оплат бонусными баллами - «подразумевать» под бонусами право на скидку на будущие покупки. Ведь очевидно, что в случае с бонусными картами абсолютно нереально вести учет каждого начисленного бонуса как аванса по предварительному договору.

Поэтому при накоплении покупателем бонусов мы ничего не отражаем, а при оплате товара накопленными бонусами – делаем скидку на товар на сумму списываемых бонусов. В этом случае у нас также не возникнет задвоения выручки.

Еще важно! В онлайн-чеках теперь полностью отменены скидки «на чек». По новому формату каждая строка чека должна до копеечки отображать стоимость позиции, а сумма всех строк должна быть равна сумме чека. Все суммовые или процентные скидки на чек теперь необходимо будет «размазывать» по позициям, входящим в чек.

В kilbil при оплате бонусами реализован механизм пропорционального распределения скидки на чек по позициям.

Пример онлайн-чека по продаже товара с использованием бонусов: Товар стоит 500 рублей. У покупателя накоплено 500 «бонусов». Например, в нашем магазине покупатель может оплатить до 100% покупки бонусами, а 1 бонус «равен» 1 рублю. В чеке отражаем: название товара, его стоимость – 500 рублей, скидка – 500 рублей, к оплате – 0 рублей.

Что в итоге?

Бонусные системы лояльности сейчас очень активно применяются в торговле и сфере услуг. И по мере внедрения 54-ФЗ в нашу жизнь мы будем следить за позицией Минфина и ФНС по вопросу учета бонусов в розничной торговле.



29 Декабря 2016
Автор статьи:  Виктория Тисленко

Возврат к списку